Я увидела его впервые в фильме «Форрест Гамп» и мне сразу понравился этот нескладный, но пронзительно правдивый образ, который создал на экране Том Хэнкс. А потом я посмотрела «Изгой», «Терминал» и поняла, что этот актер действительно прячется от реальности, живет в своих фильмах.
Убежище Тома Хэнкса
Многие кинематографисты создают вариации на одну и ту же тему — тему пространства и времени. Это направление в кино всегда пользовалось популярностью и, как следствие, приносило успех фильмам. Том Хэнкс — актер, который снимался в лентах великих режиссеров, но два фильма с его участием заслуживают особого внимания.
«Терминал» снял Стивен Спилберг, а «Изгой» создал Роберт Земекис.
В обоих лентах речь идет о совершенно одинаковом пространстве — по сути убежище. В терминале аэропорта коротает дни строитель Виктор Наворски — герой фильма Спилберга. Обустраивает как может свой остров Чак Ноланд, инспектор службы доставки — герой картины «Изгой». Здесь мы видим Хэнкса либо в поисках убежища, либо в процессе его создания. И это, как мы сможем убедиться позже, вовсе не случайное обстоятельство.
Но как бы не был акцентирован образ пространства, он оказывается в обоих фильмах второстепенным. Определенное решение образа, его зримая архитектоника служат здесь чтобы помочь постичь, с предельной остротой почувствовать незримую, но вездесущую и, как оказывается, самую важную силу — Время, простирающее над сюжетом свое необоримое господство. Пространство призвано эту силу обнаружить и выявить подобно лакмусовой бумаге.
Время моделирует пространство, оставляет на нем свой неизгладимый след. И с этой точки зрения убежище, если воспользоваться выражением Шекспира, «отмель времен», островок, все границы которого омывает непрерывный временной поток.
Роберт Земекис в «Изгое» говорит об этом наиболее подчеркнуто, с парадоксальной резкостью. Впрочем, парадоксы восприятия времени лежат в основе едва ли не всех фильмах этого выдающегося режиссера. В трилогии «Назад в будущее» движение в пространстве оказывается движением во времени. Герой фильма Марти Макфлай словно движется вспять, встречаясь со все более и более отдаленным прошлым: с 50-ми годами, с концом XIX века… но вернемся к Тому Хэнксу!
«Терминал»
То, что выглядело бы трагедией в реальности, оказывается в «Терминале» трагикомедией. Через фильм красной нитью проходит мотив анекдотических ситуаций, то и дело происходят забавные истории. Каждый день героя картины Виктора Наворски, волею судеб застрявшего в терминале, начинается с того, что он должен каким-то образом зарабатывать на жизнь. Причем в достаточно ограниченной локации — терминале современного аэропорта.
Абсурд ситуации заключается еще и в том, что непонятен его статус. Кто он?
На протяжении всего фильма складывается впечатление, что невольный заложник терминала, а также враг США.
Живущий в терминале главный герой, словно попавший в изоляцию от истории, ощущает ход времени лишь по тому, как в эфире телевидения меняется новостная лента. Время здесь лишь ширма, за которой происходят все события, которые могут повлиять на жизнь персонажа, точнее, оно — лишь маска безвременья. Ибо что такое, как не безвременье, стояние на мертвой точке, неспособность к действию за пределами аэропорта, вынужденная изоляция от общества?
«Терминал» основывается на реальных событиях, в фильме заметна тяга к репортажной достоверности.
«Изгой»
В «Изгое» Земекиса мы тоже попадаем в пространство ранее необитаемого острова Чака Ноланда. Он не ищет в нем забытья, не хочет замкнуться в нем, как в коконе. Это пространство наоборот дает возможность главному герою прорваться в вечность, спрятаться в нем от времени.
Ноланд стремится выбраться с острова, но все время неудачно. Робинзонада кажется обреченной. Все попытки отгородиться от времени терпят крах. Время крушит твердыню Чака Ноланда, и в один момент герой Тома Хэнкса даже пытается покончить с собой.
Время неудержимо проявляется и в тропически буйной природе, которая ставит преграды на пути к выживанию.
Так же неминуемо действует рок, лишая Чака всех прежних плодов цивилизации, заставляя его, не привыкшего выживать в дикой природе, овладевать новыми профессиями строителя, охотника, рыбака и даже стоматолога…
Образ острова в фильме занимает первое место. Герой представляется нам лишь его временным жильцом. Остров — материализованный в пространство символ одиночества, зримое воплощение порочного желания подчинить себе все, в том числе пространство, время и природу, навеки установить свой порядок.
Итак, перед нами два фильма, рассматривающие, в сущности, схожие проблемы. Изгой в терминале — сможет ли он там выжить?
Автор отзыва Ольга